Сатирические стихи

Сатира - насмешливо-карикатурное изображение какого-либо явления, характера или действия. Синоним понятия "злословие", происходит от греческого "козлиная песнь". Считается одним из видов смешного. Может быть оправданной в том случае, если тот на кого направлен обличительный пафос сатирика, действительно обладает многими из отрицательных черт, которые ему приписывают.

Из предосторожности, сюжет сатирических стихотворений часто макскируется под описание нравов, царящих якобы в другом государстве или в царстве животных.

Каким бы низким жанром ни была сатира, расмотрим один из основных художественных средств, применяющихся в "смешном" стихотворении этого рода.

"Контрастный душ". Если поочередно облить себя горячей и холодной водой, появится необычное ощущение, схожее с эйфорией. С этим принципом связана "полифония" многих "конгениальных" сатирических произведений. Такие смешные стихи ведутся словно бы от лица, поочередно, двух совершенно непохожих друг на друга людей, разного характера и отношения к жизни. Сочетание несочетаемого, своеобразный спор двух совершенно разных по своему мировоззрению персонажей и дает комический эффект. 

Нередко, читая подбные стихи со сцены или исполняя их под музыку в лицах, роль "идеалиста" и "циника" получают актеры, которые отличаются друг от друга не только темпераментом, но и физическими данными, например, один полный и низенький, другой худой и высокий как жердь. "Худой" является носителей идеалистического мировоззрения, от его лица на возвышенной ноте начинаются сатирические куплеты.

С первых строк создается неверное впечатление, о чем будет стихотворение, но это лишь тактический прием. Читатель невольно настраивается на усвоение какой-то моральной сентенции или чего-то подобного, пока в заключительной части не начинает говорить "толстяк", носитель приземленно-материалистического взгляда на жизнь. Его слова, полные прагматизма, нивелируют идеалистические устремления его коллеги. Такая вот борьба и единство противоположностей.

Даже если стихи не озвучены с эстрады и не предназначены для чтения "в двух лицах", даже если повестовование ведется формально от лица одного человека, несмотря на это, в стихотворениях, построенных по типу "конрастного душа", ясно прослеживается дву-голосие - черзмерно возвышенное неожиданно сменяется до крайности грубым и приземленным.

Пример пошлых стишков, построенных по принципу "контрастного душа".

 

(завязка -- от лица лирического героя идеалиста):

 

Бывало, проснешься как прица,
Крылатой пружиной на взводе!
И хочется жить и трудиться...
 

(на этом месте "идеалист" уступает место своему альтер-эго - лирическому герою-цинику):

 

Но к завтраку это проходит.
 

Насколько оправдан этот прием на примере приведенного четверостишия? Мы не знаем, но безусловно, что этот универсальный прием позволяет автору "выкрутиться" из ситуации, в которую он сам себя поставил, начиная патетическое стихотворение. Видимо, поскольку патетика в настощее время популярностью не пользуется, автор благоразумно решил перевести все на шутку, скомкав финал. Поскольку повествование ведется от 1-го лица, налицо откровенная самоирония. Но автор выкрутился и здесь, заставив сочувствовать себе часть своих читателей. Сделано это следующим образом: поскольку подобная интимная лирика вынесена на публику, теми кого не воротит от подобной откровенности, она с необходимостью воспринимается социальной сатирой, где "я" является синонимом "мы". Смеются, разумеется, в первую очередь, над героем стихотворения, но со стороны выглядит и воспринимается так, словно бы каждый находит в этой исповеди что-то свое. Тот кто смеется, разделяет иронию автора, обращенную к своему лирическому герою и тем самым проецирует на себя некоторые низкие стороны его характера, такие как лень и своеобразный душевный эксгибиоционизм. Дурной пример - заразителен.

© Сережа Бакланов

Понравилось произведение? Или наобророт, но в любом случае, не оставило равнодушными? Берите его себе! Насовсем! Одно условие: ссылка на материал. Иной вид копирования запрещен.

Иронические стихи (случайный выбор)

Выходанет

Выходанет

Фантасмагория

Фантасмагория

Её головная боль

Её головная боль

Насильница

Насильница

Кстати о птичках

Приемы сатиры. Сатира вид комического, основанный на уничижительной оценке того или иного явления, использует следующие поэтические средства:

Ирония - выражение своего отрицательного отношения к явлению через несвоевременое  употребление хвалебных слов, пышных цветистых оборотов, а также через излишне детализированное "эпическое" описание малозначительных поступков, которые самому автору представляются глупыми или же прямо аморальными. С помощью иронии обект сатиры  дискредитируется без малейшего употребления уничижительных оценок. 

Иронические произведения как жанр. Считается, что через окарикатуренное изображение персонажей и событий, которые описываются в ироническом произведении, автор выражает свою насмешку в адрес любителей того или иного жанра литературы (например, детективов). На самом деле, очень часто ирония маскирует слабые стороны поэтического дара автора, которому серьезные жанры просто не по зубам. Условности в изображении, т.о., компенсируют недостаток фантазии. Бывает также, что политизированное заказное произведение, полное подобострастных похвал, преподносится критиками и почитателями автора как ироническое, хотя самим автором в момент написания таковым едва ли осознается.

Сарказм - едкие, ничем не скрываемые насмешки в адрес человека или группы людей, к которым автор испытывает негодование или ненависть. Несовместим с понятием юмора.

Гротеск - преувеличение, доведенное до абсурда, резко контрастное изображение характеров или происшествий, которым придаются несвойственные им в реальности черты. Прием позволяет представить человека как функцию.

Гипербола - поэтическое преувеличение в речи. В отличие от гротеска, на использованиии которого строятся целые произведения, гипербола является частным поэтическим оборотом в отдельном высказывании.

стихи и метро
потоптаться
comments powered by Disqus

Что такое сатира: определение понятия.

Приемы сатиирческого произведения

поэзия, филология, информация